Корзина пуста
ваша корзина

Долина Катманду

Когда-то давным-давно долина Катманду была покрыта бескрайним морем и люди не могли жить здесь. Над водой возвышался один единственный холм, на котором рос цветок лотоса, излучавший сияние. Когда Бодхисаттва Манджушри увидел божественный свет Будды, он осушил море своим мечом и подготовил плодородную землю для поселения людей. В честь Будды люди воздвигли на холме ступу.

Так, по легенде возникла долина Катманду и храм Сваямбунатх — одно из древнейших культовых сооружений в Непале и символ буддийского космоса. С позолоченного полусферического купола смотрят всевидящие глаза Будды. Каждый день сотни паломников приносят к ступе ритуальные жертвоприношения: не только буддисты, но и индуисты, которые почитают Будду как воплощение бога Вишну.

В долине Катманду произошел своеобразный синтез религий. Долина Катманду — это три города у подножия Гималаев, расположенных на плодороднейшей равнине между Китаем и Индией — долине легенд и богов. Ступы, каменные храмы и пагоды, тысячи культовых сооружений служат свидетельством мирного сосуществования двух величайших мировых религий и культур.

Кастанамбад — деревянный павильон, давший название столице Катманду. Здесь встречались паломники и купцы, пересекались торговые пути между Тибетом и Индией, велась торговля золотом, медью и солью.

С 15 по 18 века облик Катманду определяла королевская династия Малла. Поскольку только боги могут даровать власть и неприкосновенность, правители Малла сооружали для них роскошные храмы рядом с королевским дворцом. Правители Малла были выходцами из Северной Индии. Они сделали индуизм господствующей религией.

В храм богини-покровительницы династии Малла — Таледжу до сих пор могут входить только король и жрецы Брахманы.

В плодородную и защищенную со всех сторон долину потянулись люди. Катманду — это лишь одно из трех крупных поселений. 2000 лет назад индийский царь Ашока совершил паломничество в долину и повелел построить четыре больших ступы. Между четырьмя ступами возник город с величественными постройками, который быстро приобрел известность и стал местом паломничества каменщиков, резчиков по камню и художников. На санскрите этот город называется Патан, что означает «город прекрасного». Патан также стал резиденцией королей династии Малла. Буддийские традиции перемешались с индуисткой культурой.

Более 100 лет Патан был столицей независимого королевства. Сегодня города Катманду и Патан слились практически воедино. Среди пшеничных и рисовых полей, на плодородной почве, стоит старая мастерская. Здесь мастер производит строительный материал, который на протяжении веков определял облик долины Катманду — кирпич.

Формовка, сушка, обточка, шлифовка, все делается вручную. Кирпичи в форме трапеций типичны для архитектуры неваров. Кирпичи укладываются широкой стороной наружу таким образом, что на фасадах практически нет стыков. Раньше Невары строили преимущественно из высушенных на воздухе кирпичей. Сегодня они разжигают большие печи, 11 топок сразу, чтобы обжечь 40000 кирпичей для домов, улиц и храмов в Бхактапуре.

Бхактапур — наиболее хорошо сохранившийся из трех королевских городов в долине Катманду. Вместе с обликом сохранились его социальные и культурные традиции. Около 70000 человек проживают в городе из дерева и кирпича. На первых этажах люди продают свои товары, а на вторых живут. Традиционные решетчатые окна, в основном без стекол, обеспечивают хороший обзор, не давая посторонним заглянуть внутрь.

Узкие улочки вьются между многоэтажными домами. В отдельных районах города, которые раньше были организованы строго по профессиональной принадлежности, сохраняются тесные соседские взаимоотношения.

Здесь возник типичный неварский дом — жилище для города и деревни. У каждого жителя помимо ремесла есть надел земли или скот. В переулках сушат солому и маис или толкут чили.

Невары славились своим мастерством, однако, богатым их город стал благодаря торговле. Это было давно. Через долину Катманду когда-то пролегал главный маршрут Трансгималайской торговли: шли караваны с серебром, тканями и пряностями. Бхактапур, как и Катманду, пользовался своим выгодным расположением между Тибетом и Индией, и какое-товремя даже имел монополию на транзит.

Город расцвел. В нем появились: королевский дворец, прекрасные скульптуры и роскошные храмы. Как и в соседних королевствах до 18 века здесь правили короли династии Малла. Несмотря на родство, правители Катманду, Патана и Бхактапура постоянно воевали друг с другом. Когда они не вели войну, они возводили пышные постройки, чтобы завоевать расположение богов и превзойти своих соперников.

Божественная сила и власть королей Малла простиралась до тех пор, пока были видны крыши храмов. Ньятапола — пагода пяти крыш в Бхактапуре. При высоте 30 метров — это самая высокая пагода в долине. Вырезая из дерева изображение Вишну для храма, мастер думает о том, как старым мастерам удавалось столь филигранно обрабатывать твердую древесину.

Искусство резьбы по дереву, которым так славится долина Катманду, почти умерло. К этому привели отсутствие заказов и нужда. Международная программа реставрации помогает возродить культурное наследие с помощью старых техник и форм. Обветшалые резные шедевры постепенно заменяют новыми. Сегодня у резчиков по дереву в долине Катманду опять много работы. Мастер работает над одной фигурой почти две недели. Он надеется, что новые балки под крышей храма, украшенные изображениями Вишну и птицы Гаруды, будут радовать не только богов.

Точеные колонны и резные деревянные балконы, архитектурные элементы, основанные на игре света и тени, являются не столько красивым украшением, сколько символами различных культов.

По-непальски Бхактапур означает «город верующих». Мировое культурное наследие — это не мертвый памятник ушедшей культуры, храмы — это не музеи, а святилища, которые используются ежедневно.

Богиню Талежду — шестирукую защитницу индуистского королевства — почитают и по сей день. У короля Бхактапура была очень красивая дочь. Она вышла замуж за одного очень богатого принца, но в первую же ночь супруг умер. Она вышла замуж во второй раз и снова произошло тоже самое и т.д. Много молодых мужчин умерло. Король и принцесса были в отчаянии. Однако следующий соискатель оказался умнее: он не спал всю ночь и видел, как во сне из ноздрей принцессы вышли два демона, в облике двух смертоносных змей. Он мгновенно выхватил свой меч и отрубил змеям головы.

В Бхактапуре эту легенду чтут до сих пор во время восьмидневного празднования Нового года, на котором между Верхним иНижним городом проходят состязания. Тяжелые деревянные платформы сделаны без единого гвоздя. Они являются олицетворением давно разрушенного храма. В конце каждого года в Бхактапуре празднуют воцарение хаоса, чтобы в новом году между миром людей и миром богов воцарилась гармония.

×